1. Какие качества личности помогают художнику заниматься искусством, а какие мешают?
Решимость и отсутствие каких-либо ожиданий относительно известности и/или роста собственного капитала как символического, так и материального. А мешает, наверное, конформизм и желание быть выставленным в красивом пространстве с высокими потолками и профессиональным светом.
2. Какое у вас любимое занятие, помимо искусства?
Люблю смотреть аниме и читать мангу. Последнее, что впечатлило — «Созданный в бездне».
3. Была ли у вас ситуация в жизни, которая повлияла на творчество положительно/отрицательно? Или сильно изменила ваши взгляды на то, что вы делаете?
Думаю, сильнее всего повлиял на мою практику институт современного искусства «База». Это не было одномоментным откровением, скорее планомерная работа с теоретическими текстами и огромное количество душных бесед о состоянии современного искусства сегодня.
4. С кем бы вы хотели поговорить из личностей, когда-либо живших или живущих сейчас? Почему именно с этим человеком?
Хотел бы встретиться и поговорить с моими друзьями, которые покинули страну вскоре после сентябрьских событий.
5. Как ваше искусство меняет мир, культурную составляющую, вас самого?
Надеюсь, что никак. Думая о глобальных переменах, мне всегда вспоминаются истории о путешествиях во времени, действия героев которых в прошлом приводили к еще большим несчастьям в будущем.
6. Как думаете, какое будущее у современного искусства?
Либо глобальная капитализация и монополизация рынка двумя-тремя людьми, либо деконструкция институциональной системы и доминация малых сообществ, направлений над крупными художественными альманахами в виде международных биеннале.
7. Что думаете по поводу взлетов и падений NFT? Есть ли у вас NFT-проекты?
Это важная технология, ее влияние сродни появлению масляных красок в тюбиках, но пока NFT косвенно связано с искусством и скорее ближе к трейдингу. У меня ноутбук 2011 года, который с трудом тянет цветокоррекцию в «Фотошопе», поэтому об NFT-проектах я пока не задумываюсь.
8. Что для вас самое ценное (в мире, в жизни, в творчестве)?
Мир, жизнь и возможность свободно заниматься творчеством.
9. Как возникла ваша арт-группировка?
Несколько студентов «Базы», чья практика была связана с нонспектакулярным искусством, объединились, чтобы совместно найти новые способы производства и репрезентации искусства. Изначально идеология «Пней» была связана с оппозицией доминирующему последние несколько лет в России явлению постсовременного искусства, но, конечно, сейчас эти эстетические разногласия кажутся малозначимыми.
10. Какие у каждого из вас роли внутри объединения?
Вовлеченность каждого участника в выставочный проект, степень его влияния регулируется им самим и зависит от свободного времени и доступных сил. В команде есть человек, который очень помогает с экспликациями и теоретическими текстами, есть дизайнер, сверставший буклеты в предыдущем проекте и карты — в нынешнем. Все же остальные роли плавающие.
11. Почему для вас важно сохранять анонимность?
Нам важно доминирующее положение идеи над рыночным и символическим потенциалами. Не хочется, чтобы имя художника было первостепенным для зрителя, а его работа воспринималась как побочный продукт.
12. Расскажите о вашей художественной концепции в целом.
Метод ПНИ — это метод «келейных выставок», основной характеристикой которого является внедрение в институцию, не производящее острый аффект или провокацию, но симулирующее элементы официального языка. Это достигается с помощью апроприации визуального кода и способов коммуникации, крепко ассоциирующихся с репрезентацией институции, в которую группа внедряется. Тем самым зритель вводится в заблуждение, в котором не удается распознать, кто стоит за выставленным искусством — и зачастую даже обнаружить это искусство.
13. Как родилась идея проекта «Координаты»?
После публикации «Винзаводом» опен-кола на Проекты кураторов и независимых сообществ мы стали думать, какой проект наша группа могла бы реализовать в рамках этой инициативы. Обратившись к предыдущему опыту создания нонспектакулярной выставки «Настройки 2.2» в «ГЭС», было решено продолжить работу с келейностью, фокусируя внимание на переосмыслении способов восприятия искусства.
Парадоксальность практики ПНИ заключается в том, что произведения, создаваемые художниками, при всем стремлении к невидимости, в итоге должны быть обнаружены, а способы их обнародования, сюжеты столкновения человека с сокрытым — одна из главных и первостепенных задач, возникающих в процессе создания подобных выставок.
14. Как вы придумываете концептуальное наполнение проекта? Что для вас означают ваши объекты и символы?
Мы отталкиваемся от проблем, существующих в большом институционализме, стремясь отойти от экспонирования в белом кубе, предзаданности ролей зрителя и художника. В каком-то роде нас интересует всё, что произведение обрамляет.
15. Какую идею (идеи) вы хотите выразить своим проектом?
Идею того, что искусство не калькулируемо и относится к области случайного.
16. Что для вас значит возможность реализовать свой проект в ЦСИ Винзавод? Поделитесь своим впечатлениями.
Прежде всего нам было интересно после интервенции попробовать иную форму коммуникации, основанную на сотрудничестве. Хотя изначально мы планировали делать выставку несогласованной и долго думали, стоит ли отправлять заявку. Наиболее ценно, что «Винзавод» никак не цензурировал работы художников или проект в целом, при этом ЦСИ оказывал поддержку в монтаже и освещении в соцсетях.
17. Какие у вас творческие планы на будущее?
Планируем одну процессуальную выставку, экспозиция и содержание которой будут ежедневно меняться.
18. У вас есть проект мечты? Что хотелось бы реализовать в идеальных условиях и обстоятельствах.
Нонспектакулярная выставка в московском метро.
19. Какие актуальные темы и проблемы вас как художников волнуют?
Мы актуализируем нашу практику не тематически, а структурно и обращаемся к методам производства и репрезентации искусства.