1. Какие качества личности помогают художнику заниматься искусством, а какие мешают?

Мне кажется, что одно и то же качество в разных творческих периодах и ситуациях может как помогать заниматься искусством, так и мешать. Но все-таки пытливость, самокритичность, смелость, вдумчивость, тяга к экспериментам — больше помогают. А излишняя осторожность, скромность, прагматичность и зависимость от чужого мнения — мешают. Любой человек обладает в разных пропорциях всеми этими качествами, и, в зависимости от обстоятельств и настроения, одно из них начинает доминировать.

"Самое главное качество для художника — умение быть честным перед самим собой."

2. Какое у вас любимое занятие помимо искусства?

Очень люблю криминалистику: истории про организованную преступность, серийных убийц, реальные расследования и т.д. Также являюсь большим «диванным» поклонником смешанных единоборств. Сам я с детства играю в большой теннис, но пристально слежу именно за MMA. Еще очень люблю копаться в музыкальных сообществах в поисках новой для себя музыки. Трачу на это неприлично много времени. Думаю, если бы не изобразительное искусство, связал бы свою жизнь с музыкальной сферой.  

3. Была ли у вас ситуация в жизни, которая повлияла на творчество положительно/отрицательно? Или сильно изменила ваши взгляды на то, что вы делаете?

Достаточно продолжительный период я пытался совмещать свободное творчество и коммерческие заказы в рамках созданного мной и Андреем Бергером агентства FGA. Дела шли неплохо, но со временем коммерческие заказы стали перетягивать одеяло на себя и поглощать все больше времени и творческой энергии. Несмотря на то, что мы брались только за интересные задачи и близкие по духу проекты, все время преследовало чувство неудовлетворенности и нереализованности. Было ощущение, что я краду время и энергию сам у себя.

Однажды меня пригласили принять участие в групповой выставке в одной известной галерее в Германии. Параллельно с подготовкой к выставке на меня взвалилась задача подготовить эскизы для очередного коммерческого проекта. Будучи крайне ответственным человеком, я не мог подвести людей, которые ждали моих эскизов. В итоге эскизы я сдал, но на создание холстов для выставки оставил непростительно мало времени, это безусловно сказалось на самих работах. Никакой катастрофы от неправильно расставленных приоритетов не произошло, но после той выставки я извлек урок и решил пуститься в свободное творческое плавание, в котором так и нахожусь.   

4. С кем бы вы хотели поговорить из личностей, когда-либо живших или живущих сейчас? Почему именно с этим человеком?

Этот вопрос ставит меня в тупик. Возможно потому, что тонны интервью в интернете в какой-то степени стерли грань между обывателем и какой-либо значимой фигурой современности. Хотя одну личность все-таки назову. Не так давно я более подробно начал изучать «Новую хронологию» академика Анатолия Фоменко. Это невероятно интересная теория, которая отвечает для меня на очень многие вопросы. Было бы крайне интересно с ним поговорить об этом фундаментальном труде. Если кого-то заинтересовало, рекомендую посмотреть цикл передач о «Новой хронологии» на ютюбе.  

"Искусство должно вызывать эмоцию, а эмоция — это необходимая духовная пища для человека."

5. Как ваше искусство меняет мир, культурную составляющую, вас самого?

К искусству я отношусь как к развлечению и склонен не переоценивать его роль в глобальном контексте. Однако недооценивать искусство для отдельно взятого человека также не буду. Искусство должно вызывать эмоцию, а эмоция — это необходимая духовная пища для человека. Она не всегда полезная, и эмоции далеко не всегда положительные, но невозможно есть только сладкое. Во всем нужна мера. Что касается меня, как создателя «контента», искусство дает уверенность в себе и в каком-то смысле продолжение себя. В то же время для меня как для потребителя — искусство порождает комплексы. Приходится балансировать.  

6. Как думаете, какое будущее у современного искусства?  

Превосходное. Классика никуда не денется, и у нее всегда будут последователи, а технологии будут открывать нам новые горизонты и еще больше интегрировать зрителя в работу автора, а значит усиливать восприятие эмоций. 

7. Что думаете по поводу стремительно набирающего обороты NFT? Планируете ли вы входить в эту нишу? 

NFT — это безусловно прорыв и новая возможность монетизировать, в первую очередь,  цифровое искусство. Если появляется новая возможность для художника заработать, а для коллекционера сохранить средства или преумножить, — это прекрасно. Сам я пока что не вышел на эту нишу, потому что еще не придумал с чем. Если уж выходить в цифровое пространство, то хочется сделать что-то, что невозможно сделать в аналоговом. В первый вагон хайпа я уже не успел, поэтому дал себе время на рождение и реализацию какой-то подходящей под этот формат идеи.  


8. Что для вас самое ценное: в мире, в жизни, в творчестве?

Свобода. Сегодня это ощущается особенно остро.