1. Какие качества личности помогают художнику заниматься искусством, а какие мешают? 

Самое главное — настойчивость и способность отпускать логику в моментах творчества. Уверенность в себе может свернуть горы. Даже если результат не очевиден, время работает всегда в плюс. Быстрый результат — это не про искусство. Творчество как хорошее вино — с годами набирает силу и сложность. Одна из главных помех творчеству — комфорт. В периоды жизни, когда кажется, что все потеряно и что весь мир о тебе забыл, создаются важные открытия, а в творчестве происходит прогресс.


2. Какое у вас любимое занятие, помимо искусства?

Мне очень нравится работать на кухне. Именно работать, так как емкие задачи, готовка большого ужина или сложного блюда — это работа. Часто доходит до автоматизма. В состоянии потока продукты превращаются в блюда и сервируются так же, как замешиваются краски на холсте.


3. Была ли у вас ситуация в жизни, которая повлияла на творчество положительно/отрицательно? Или сильно изменила ваши взгляды на то, что вы делаете?

Самое важное, что произошло в жизни, — принятие того, что я буду заниматься только творчеством. Это было нелегко, и периодически меня охватывает чувство тревоги, что все зря. Но именно так и складывается путь художника. Я не верю в то, что помимо искусства можно заниматься чем-то еще. Просто не хватит энергии или сознательное перевесит творческое.


4. С кем бы вы хотели поговорить из личностей, когда-либо живших или живущих сейчас? Почему именно с этим человеком?

Мне бы хотелось пообщаться с Гертрудой Штайн в ее квартире в Париже, оказаться в компании людей, которые там собирались. В прошлом году я пришел по ее адресу, но, как оказалось, опоздал, примерно на сто лет. Там никого не было, только табличка на доме.

5. Как ваше искусство меняет мир, культурную составляющую, вас самого? 

Для меня искусство — прежде всего мое — похоже на музыку. Я не уверен, что у меня получается что-то рассказывать через него, но в то же время оно провоцирует людей открывать в себе чувства и иногда поднимает очень глубокие эмоции. Если код работает, если язык понятен, если человек открыт. У меня со временем сильно обострилось восприятие различной музыки, от джаза и классики, до гитарной, сложной и мощной. Раньше я слушал много рэпа и электронной музыки, но чем дальше я уходил в абстракцию, тем больше открывал для себя новых гармоний в стилях, до сих пор для меня не понятных. Также появился слух и чувство ритма. Это все перекладывается также на обычную жизнь, восприятие людей и синхронизацию с ними. 


6. Как думаете, какое будущее у современного искусства?

Если еще в начале двадцатого века было понятно, как одно направление давало через время другому, то сейчас это все ускорилось, раздробилось и смешалось. Возможно, этот коктейль со временем будет восприниматься более простым и общим, но пока все очень динамично рассыпается до фракталов и каждый из них хочет сфокусировать на себе внимание многих.


7. Что думаете по поводу «взлетов и падений» NFT? Есть ли у вас NFT-проекты? 

У меня не было времени заниматься NFT, когда оно было на подъеме пару лет назад. А сейчас я продолжаю наблюдать, как генеративное искусство в NFT понемногу проигрывает AI. С другой стороны, все равно, панелей в помещениях становится с каждым годом больше и качество матриц лучше, поэтому будущее в этом определенно есть.


8. Что для вас самое ценное (в мире, в жизни, в творчестве)?

Быть самим собой и делать свое дело с такими же людьми, пытаясь не только остаться в этом мире, но еще и влиять на него своим примером.