1. Какие качества личности помогают художнику заниматься искусством, а какие мешают? 

Мне помогает вера, что я делаю что-то важное и необходимое для себя — сегодняшнего и для внутреннего ребенка, которому я всецело обязан за творчество в моей жизни. Когда я рисую, у меня есть четкое ощущение, что я занимаюсь тем, чем мне суждено заниматься. Из этой веры происходит усердие, терпение и желание развиваться.

Мешают сомнения, которые возникают в отсутствии веры. Они всегда связаны со страхом оценки, потери финансовой безопасности. Для меня присутствие сомнений — это лучший маркер того, что с моим внутренним состоянием сейчас что-то не так. Конечно, это негативно сказывается на количестве, а главное, качестве моих работ.

"В данный момент я уверен, что вера — это не состояние, а качество, которое точно необходимо мне, чтобы заниматься искусством. Стараюсь его в себе воспитывать."

2. Какое у вас любимое занятие, помимо искусства?

Я очень люблю бокс и бег. И то, и другое очень классно помогает выпустить пар, освободиться от разных ядовитых эмоций и мыслей. Когда я боксирую или бегаю, в моей голове редко проскакивают какие-либо мысли, а я это очень люблю.

3. Была ли у вас ситуация в жизни, которая повлияла на творчество положительно/отрицательно? Или сильно изменила ваши взгляды на то, что вы делаете?

Наверное, когда у меня впервые купил работу человек, непосредственно связанный с миром искусства. Для меня это было важной обратной связью, сигналом, что у меня есть какой-то коммерческий потенциал.


4. С кем бы вы хотели поговорить из личностей, когда-либо живших или живущих сейчас? Почему именно с этим человеком?

Наверное, с Виллемом де Кунингом. Меня всегда поражало то, как он подходил к процессу создания работ. Спросил бы у него, как он понимал, что работа готова, что ничего больше добавлять не нужно (читал как-то, что у него с этим были трудности, у меня порой тоже).

5. Как ваше искусство меняет мир, культурную составляющую, вас самого? 

Я думаю, что в моей жизни от желания менять мир или кого-то, кроме себя, появляется много негодования. Поэтому такую функцию у своего искусства не рассматриваю. Надеюсь, что в моих картинах кто-то может рассмотреть себя, что-то о себе узнать. Такие комментарии я, бывает, получаю. 

Мои работы точно могут влиять на людей на чувственном уровне. Порой я замечаю, что люди видят в моих работах что-то, что является для них эмоционально значимым сегодня. Возможно, они могут стать какой-то точкой для рефлексии. Но это по желанию!


6. Как думаете, какое будущее у современного искусства? 

Мне кажется, что такие направления как performance art будут набирать обороты. В них часто важно непосредственное участие живых людей (перформеров), так же, как и присутствие зрителя в реальном месте и времени. Думаю, что сейчас это важно, как никогда раньше.

"Я также надеюсь, что запрещенная сеть станет местом, где художники могут знакомиться и дружить, где будут появляться некие коммьюнити. Я очень много слежу за разными современными художниками, с некоторыми даже общаюсь, за что очень благодарен социальным сетям. Теперь это проще."

7. Что думаете по поводу взлетов и падений NFT? Есть ли у вас NFT-проекты? 

Я счастлив признаться, что это все прошло мимо меня. Концептуально мне это не близко, потому что именно живой процесс создания работ — то, что меня в искусстве и привлекает. Делать что-то на компе, продавать работу, чтобы она висела не на стене, а в интернете — на сегодня не про меня. Еще мне почему-то казалось, что большинство людей, которые занимались NFT, занимались этим, когда на этом можно было заработать и не очень интересовались искусством в целом. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление.

          

8. Что для вас самое ценное (в мире, в жизни, в творчестве)?

Для меня самое ценное сейчас — принятие того, что изменения, которые происходят в моей жизни, часто от меня вообще не зависят. Это позволяет мне сосредоточиться на том, на что я все же могу повлиять, быть полезным там, где от меня это действительно требуется.