1. Какие качества личности помогают художнику заниматься искусством, а какие мешают?
Художнику помогает то, что он занимается искусством, — его любовь к творчеству и постоянная тяга к исследованию. Это касается любой сферы жизни. Если у вас есть качества, о которых я сказал выше, ничто не помешает вам заниматься искусством.
В том числе сопротивления — как снаружи, так и внутри вас. Все это процесс. Любое сопротивление усиливает первоначальный импульс, если вы имеете несгибаемое намерение.
2. Какое у вас любимое занятие помимо искусства?
Слушать различную музыку и вникать в жанры, их истоки и направления. Наверное, это самое долгоиграющее увлечение со времен школы.
3. Была ли у вас ситуация в жизни, которая повлияла на творчество положительно/отрицательно? Или сильно изменила ваши взгляды на то, что вы делаете?
Мне повезло — я встретил прекрасного учителя в художественной школе. Этот человек отвечал «да» на мои творческие высказывания. Открытая с детства дорога для самовыражения заряжает на долгие годы вперед.
4. С кем бы вы хотели поговорить из личностей, когда-либо живших или живущих сейчас? Почему именно с этим человеком?
Интересная фантазия, но мне вполне хватает для разговоров тех людей, которые окружают меня или встречаются на пути.
5. Как ваше искусство меняет мир, культурную составляющую, вас самого?
Возможно, искусство имеет способность привносить изменения за счет того, что оно само по себе — концентрат многих психофизических процессов. Так или иначе, я ищу способы, с помощью которых я мог бы взаимодействовать с современным мне зрителем, обращаясь к различным уровням его сознания. Изменения происходят в обе стороны. Это бесконечная рекурсия с точками воспоминания, меняющими ветвления взаимопонимания.
Искусство имеет свойство объединять и открывать. В процессе знакомства с искусством человек может осознать, что творчество также присутствует и в самом зрителе. Это освободит дремлющие в нем импульсы и откроет путь к взаимодействию с миром.
6. Как думаете, какое будущее у современного искусства?
У современного искусства такое же будущее, как и у классического — это трансформация и изменение культурных кодов. Современное искусство будет встречаться с новыми технологиями и внедрять их в творческий процесс. Свобода репрезентации приблизит нас к пониманию феномена человеческого сознания еще ближе.
7. Что думаете по поводу стремительно набирающего обороты NFT? Планируете ли вы выходить на эту нишу?
NFT — один из примеров новой технологии, входящей в сферу искусства. Сейчас это достаточно новая ниша, ее слияние с привычными формами искусства еще в процессе развития. Но очень скоро NFT-технология создаст свой стилистический и формальный язык — так же, как это было с фотографией, видеоартом и цифровой живописью.
Я второй год чеканю свои произведения. Что-то перевожу в NFT без изменений, что-то делаю специально для этого формата. Я воспринимаю это как поле для исследований, где важной составляющей является социальное взаимодействие с другими NFT-художниками.
8. Что для вас самое ценное (в мире, в жизни, в творчестве)?
Свобода восприятия. И возможна она в том случае, когда я помню о том, что все реакции исходят из меня. Я — источник того, что я чувствую.
В творчестве для меня ценно то, что оно позволяет развиваться.