1. Какие качества личности помогают художнику заниматься искусством, а какие мешают?

Умение рефлексировать и анализировать ситуацию вокруг себя точно помогает понять, что ты хочешь сказать в работе и как это выразить. 

Еще я нахожу для себя важным учиться быть увереннее в себе и не бояться осуждения. В этом помогает позитивный опыт совершения «маленьких смелых действий» — точечное преодоление небольших страхов или сомнений, отстаивание своей точки зрения в те моменты, когда тобой пытаются манипулировать или агрессивно давить. Я заметила, что чем больше такого опыта накапливалось, тем сильнее я себя чувствовала, и это отражалось в творчестве. 

Полезны и все навыки общения, не столько для создания искусства, сколько для того, чтобы тебя и твои работы кто-то увидел.


2. Какое у вас любимое занятие, помимо искусства?

Я люблю путешествовать, изучать иностранные языки. Вообще люблю учиться и обучать других чему-то, передавать свой опыт и навыки по работе с технологиями. Когда я провожу лекции сама, я стараюсь сделать из них своего рода интерактивный перфоманс для зрителей. И я думаю, что в метаверсе режиссура коммуникации как вид искусства может стать очень перспективным направлением.

"В арт-среде есть множество невероятно интересных людей, но иногда слишком сильное стеснение мешает мне познакомиться с ними лично."

3. Как ваше искусство меняет мир и культурную составляющую?

Я бы хотела увидеть статистику, когда и как на кого-то повлияли мои работы. Пока ее нет, могу лишь предположить, что я показываю, как виртуальная реальность может быть чем-то большим, чем просто аттракционом.

Плюс очень много усилий я прикладываю к тому, чтобы VR-коммьюнити в России развивалось и больше художников могли попробовать этот новый инструмент. В этом направлении есть некоторые успехи: у нас теперь есть своя площадка в центре Петербурга, я сотрудничаю с разными вузами и другими институциями, чтобы научить людей основам работы с VR и показать, как это может помочь в их работе.


4. Как думаете, какое будущее у современного искусства?  

Если на мир не сбросят ядерную бомбу, то будущее по крайней мере есть. Я думаю, искусство и дальше будет реагировать на появление техноинноваций и использовать их, искать пути решения и переосмысления возникающих проблем, а также становиться все более разнообразным по форме и жанрам. 

5. Что думаете по поводу стремительно набирающего обороты NFT? 

Я бы сказала, что стремительно набирать обороты NFT закончил уже в начале этого года, а сейчас понемногу трансформируется, и текущая криптозима приведет либо ко второму рождению технологии в свежем виде, либо к тихому угасанию до появления радикально нового решения. 

Несмотря на то, что я успела немного прокатиться на первой волне хайпа по NFT весной 2021 года и заработала несколько своих первых долларов на рынке диджитал-арта, я также окунулась в очень странные и темные стороны этого феномена. 

Сейчас я могу очень сильно раскритиковать NFT. Даже мой проект, выигравший в конкурсе «Bad Art», тоже начинался как жест протеста против того, во что превратилась та первоначальная хорошая идея — создать возможности коллекционирования цифрового искусства.


6. Почему для воплощения своих идей вы выбрали именно VR?

Лет с 10 я интересовалась разным цифровым творчеством - тогда это было просто рисование в пэйнте, оформление веб-страничек на HTML, потом изучение фотошопа, 3D-моделирования и прочее. Бакалавриат я тоже закончила по направлению «Компьютерная графика и дизайн». 

VR я попробовала уже после и поняла, что он совмещает в себе все, из чего я раньше никак не могла выбрать одно направление. Мне нравится работать с пространством и 3D, при этом я люблю живопись и технологии. 

А еще в VR непаханое поле для экспериментов, и я получаю огромное удовольствие от того, что где-то прокладываю пути, по которым раньше никто не ходил. По этой же причине я сталкиваюсь с огромным количеством трудностей, но мне все равно кажется, что на данном этапе жизни я нашла себя.

"Вместе с этим мне кажется, взлет и падение NFT — интересный и важный прецедент, показывающий, что диджитал-арту нужны новые пути реализации и монетизации, защищающие участников и не подавляющие тех художников, кто находится в более уязвимом положении."

Насколько вам близка тема нашего Bad Art call «Escape (Выход)»?

Близка настолько, насколько это вообще возможно. Если говорить об «escape» как об эскапизме, то VR — технологическое воплощение этой идеи. Работая с ним, глубоко погружаешься в исследования разных сторон этого явления. Хотя сама по себе я не склонна к побегу от реальности, ни через зависимости, ни через отрицание происходящего, но практика изоляции во время пандемии дала богатый опыт вынужденного избегания внешнего мира, а текущий год часто заставлял изобретать новые способы сохранения себя в порядке через осознанное выключение из потока событий. В итоге эскапизм стал той реальностью, с которой мы теперь «на ты».


Что для вас самое ценное (в мире, в жизни, в творчестве)?

Любовь в широком смысле: к жизни, к людям, к себе, к своему делу, к разным мелочам и так дальше. Все, что сделано с любовью, сразу ощущается по-другому.