У всех есть такой друг. Он постоянно листает ленты соцсетей, сохраняя цитаты великих людей или что-то, что подписывается таким авторством. Особенно полюбившиеся отправляются им на доску почёта — прямиком на публичное обозрение основной страницы профиля. Или даже устанавливаются в качестве обоев на экран телефона.
Кажется, человеку, как единственному представителю вида, положено постоянно искать и находить вокруг источники самоидентификации и самопроявления. Одними из таких в нынешние времена являются — соцсети и Интернет. В потоке быстрого дофамина из мировых новостей, событий чужих жизней и остального инфошума получается словить что-то релевантное, отзывающееся, прямолинейное, острое на язык, способное задержать внимание. Как минимум, чтобы прочесть текст на картинке.
Ёмкие высказывания в духе бытовой квазифилософии, мемно высмеивающие сами себя, мы нашли у художника CB HOYO — в его личном онлайн-дневнике, открытом для публичного чтения — буквально и метафорически. Разбираемся, как художник производит современное искусство из мемов и клише, и как ему удаётся говорить о серьезных темах в не слишком серьезном тоне.
О САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Что пишет о себе сам художник? В запрещенной сети с картинками, в аккаунте CB HOYО обнаруживаем лаконичное резюме: “международная порнозвезда и поэт-дислексик”. И если первую часть мы воспримем, как непревзойденную скромность автора и мишень для читательского воображения. То вторая характеристика — скрытое за медицинской терминологией, кодовое название медиума, которым работает художник. Где “что” — слово, и “как” — особенность, с которой слова соединяются друг с другом.
CB HOYO родился в 1995-ом году в столице Кубы, Гаване. В 2013-м году он переехал в Европу и начал с того, что устроился на работу помощником повара в ресторан. Смены у плиты по 14-ть часов, особенно, когда такой образ жизни не самоцель — не то чтобы вдохновляющее времяпрепровождение. Единственное, что спасало CB HOYO от выгорания — несколько часов в сутках, которые однонаправленно посвящались творчеству. Эти короткие упражнения в домашнем рисовании воспитали в CB HOYO желание заниматься искусством. Точнее, пробудили художественные тенденции, существовавшие в нем с самого детства.
В одном из интервью, он поделился, что был окружен искусством, сколько себя помнит. Будучи ребенком, вместе с мамой он смотрел выставки в традиционных музеях и современных галереях. Он научился рисовать еще до того, как младенческое ползание сменилось первыми шагами. Он всегда рисовал и создавал что-то, но никогда не воспринимал это всерьёз. Осознавая подавленность и неудовлетворенность своей жизнью, первое, что сделал CB HOYO по направлению “к искусству” — уволился с ненавистной работы. (Забавно при этом, что вся его следующая художественная практика обратилась к отрицанию категорий искусства или бросанию провокационных вызовов арт-миру.)
ПОИСК ОСНОВ(Ы)
Однажды CB HOYO решил исполнить стандартную (предпочтительную для прокрастинации) рутину художника. Он вышел из своей квартиры-студии, чтобы пополнить запасы художественного инвентаря. Оплачивая покупку на кассе лавки, он задумался: “Почему я трачу столько денег, чтобы купить бумагу для рисования? Если деньги — это и есть бумага”. Тогда он решил рисовать прямо на купюрах.
Бумажная основа долларовой банкноты стала основой концептуального подхода художника: сомнение в устойчивости и статусах определенных категорий нашей жизни. Важные и точные образы CB HOYO собирает как бы невзначай — с настроением мелкого арт-хулиганства пририсовывает разноцветные рожицы на портрете Джорджа Вашингтона. Подобно Марселю Дюшану, который 38 раз пририсовал Моне Лизе жидкие карандашные усики, таким образом ниспровергая произведение в его статусе абсолютной женственности и неоспоримой красоты.
Разрисовывая банкноты, словно детские раскраски, CB HOYO аннулировал практическую функцию денег, вместе с их положением в мировой экономике. Американский или гонконгский доллар, тайский бат, венесуэльский боливар, украинская гривна — CB HOYO уравнял их, превратив в материал для личного скетчинга, аналогичный обычному листку бумаги. Он заменил измеряемую цену неизмеримой ценностью, создав новые возможности для дискуссии о деньгах, их месте в мировом порядке и, особенно, в искусстве.
В разрисованных “Деньгах” искусство, в самоироничной аватарке смайлика, бесцеремонно затевает аляповатую коллаборацию с капитализмом. Внедрение в одно из звеньев системы смешивает понятия ценности и стоимости, обличая образ современного мира искусства, превратившегося в многомиллионный бизнес. Чем не метафора реально существующих вещей?
Спустя 4 года, в 2021-ом, CB HOYO высмеял еще один феномен современной экономики искусства. Цифровой объект “Better burn your money” как бы на полном серьезе отговаривает вас от инвестирования в самого себя. На самом деле умело саботирует. В качестве наглядной иллюстрации более рентабельного использования средств художник прикладывает к цифровому лоту на Opensea буквально подожженный “рабочий” американский доллар с пририсованным пламенеющим хвостом. Смешивая фейковое и реальное, цифровое и физическое CB HOYO искренне насмехается над абсурдным ажиотажем и перепотреблением цифрового искусства. При этом, он не отказывается быть частью всеобщего помешательства и только добавляет масла в огонь самим фактом размещения такого объекта.
ОТ БАНКНОТ - К ХОЛСТАМ
Все-таки постоянно рисовать на реальных деньгах уж больно буржуазно, особенно для начинающего художника. Расточительное использование купюр на благо искусства наводит CB HOYO на размышления о перепотреблении — материальных благ, предметов искусства, медиа, массовой культуры. Возвращаясь к более классическому (но не то чтобы более экономичному) материалу, CB HOYO создает серию “Faded” (“Расплывающиеся/обесцвеченные/обезличенные”) — небрежно исполненные холсты цвета жвачки со смазанными мультипликационными образами.
Тот редкий случай, когда феномен перепотребления чего-угодно подвергается, скорее, не осуждению, но выражению недоумения происходящего. Погранично угадываемые фигуры из Симпсонов и Диснеевских мультсериалов CB HOYO подвергает исчезанию, растворению в пространстве розового фона, как бы намекая, что всё когда-то исчезнет. Даже самые распространенные образы из детских мультфильмов, закрепившиеся как что-то стабильное в нашем сознании и нашей повседневности. Между узнаваемостью и общностью, между присутствием и исчезновением существуют только те ценности, которые мы культивируем сами.
Нет лучше способа познать живописное мастерство, чем копировать картины старых мастеров. Или, не слишком старых. CB HOYO, как истинный self-taught artist (самоучка), пришёл к этой мысли интуитивно, без необходимости соприкасаться с академическим художественным образованием с последующим копированием бликов вазы с голландского натюрморта. Он в точности срисовывал работы Ван Гога, Магритта, Пикассо, Бэкона, Баскии, Уорхола и Лихтенштейна, попутно изучая новые возможности живописных техник и материалов. В “срисовки” мировых шедевров CB HOYO вводит собственные мысли — как если бы абстрактный холст Ротко служил страницей чьего-то личного дневника. Не стараясь придать этому внедрению уместность, CB HOYO размещает свои высказывания прямо поверх известных образов и картин, тем самым снижая градус снобизма и обнуляя эффект придыхания, обычно сопровождающий “неповторимый оригинал”.
Серия работ “Fakes” становится фоном для дискуссии о том, какой ценностью обладают вещи, наделенные нами статусом шедевра. Будет ли поддельная абстракция Ротко воздействовать также, как оригинальная? Могло ли бесконечное тиражирование Баскии превратить оригинальные холсты в переоцененный референс? Нужно ли обладать определенным набором “каноничных” образов, чтобы иметь право называться арт-коллекционером? Владение репликами, имитирующими оригиналы — стыдно, бессмысленно или просто зашкварно? На все эти вопросы CB HOYO недвусмысленно отвечает язвительными короткими манифестами, антиподами имхо (“in my humble opinion”), напоминающими тэги граффити-райтеров. А в продолжение темы переоцененности тиражирует и без того распространенные произведения — “Всплеск” Хокни и “Спасителя мира” да Винчи — переводя “шедевры” в категорию “мейнстрим”.
FAKE IT TILL YOU MAKE IT
После пары лет работы с “Подделками” CB HOYO заскучал. К тому же, список современных шедевров имеет свойство исчерпываться. В отличие от спекуляций насчет этих шедевров и насчет всего искусства вообще.
Чтобы ничего не отвлекало зрителя от манифеста художника, CB HOYO понадобилось очистить пространство холста. В прямом смысле этого слова — кричащему поп-артовому фону был предпочтен пустой белый лист. Обычный лист бумаги, на котором черной пастой кто-то пишет распорядок дня, кто-то — списки покупок, кто-то — домашку для психотерапевта, кто-то — рандомные мысли об искусстве. CB HOYO оставляет на своих листах всё сразу, делая публичным то, что большинство заточают на страницах приватных дневников или заметок с ограниченным доступом. Откровенные признания, экзистенциальные вопросы, пошлые шуточки, самобичевание, высказывания, критикующие или сомневающиеся в том, что происходит в жизни и в искусстве — всё то, о чем мы думаем, но не говорим.
Историческая справка
CB HOYO делает основным медиумом своих работ слово, смешивая вербальный инструментарий с собственной харизмой и саркастическим чувством юмора. И как бы сам художник не пытался откреститься от участия в производстве contemporary art, он пользуется художественным языком(буквально, языком), разработанным концептуализмом. Отстраняясь от собственно изобразительной составляющей, он доносит смыслы при помощи текста и интонации, которая автоматически подключается в уме зрителя при прочтении-наблюдении работ.
Похожие “философские дневники”, сдобренные романтически-затворническими настроениями (CB HOYO: “Nothing is real, Nothing is fake, It’s all relative”), иногда прямые инструкции к жизни, встречаются в творчестве московского концептуалиста Виктора Пивоварова — “Режим дня одинокого человека”, “Проект снов одинокого человека”.
Короткие высказывания, исполненные изогнутым неоном, отсылают к светящимся объектам Брюса Наумана. В одной из “Цитат” (“Don’t wait until it’s too fuckign/ng late”) спрятана пасхалка к Науманскому методу: CB HOYO добавляет указание на перестановку букв в слове, прямо как в вывеске-палиндроме “Raw/War”, связывающей формальные и концептуальные признаки слов.
Вернёмся к CB HOYO.
“Shit CH says” — прямая речь художника, выявляющая, словно на лакмусовой бумаге, самые базовые и вместе с тем самые табуированные мысли, периодически появляющиеся у каждого из нас. Лишенные самоцензуры, фильтров и правок, эти банальные ёмкие цитаты формируют что-то вроде принципов жизни, бытового стоицизма, адаптированного к новой реальности. Философии, которая всем своим видом демонстрирует анти философию.
CB HOYO не фокусируется на том, чтобы особым образом “оформить” свои микро манифесты. (Окей, он всё-таки добавляет цвет в “Сorny quotes”, еще больше усиливая эффект “детскости” далеко не детских смыслов — “Overthinking will fucking kill you”.) Самые дерзкие вещи остаются абсолютно обнажёнными — оставленные в “сыром” шрифте, как воплощение максимальной открытости и уязвимости. В этом почерке, свободном, ломаном, немного дёрганом, невыхолощенном, ненадуманном, индивидуальности CB HOYO не меньше, чем в мессаджах, которые им написаны. Он не транслирует уязвленность, напротив — прямо и громко заявляет о своих желаниях. Как если бы вы читали записки маленького ребёнка, не умеющего угодить и не стремившегося понравиться.
Притворись чем угодно
В противоположность фальшивому менталитету социальных сетей, в которых художник размещает свои “дневники”. При этом аудитория запрещённой соцсети с картинками, видимо уже отравившаяся токсичной идеальностью кумиров, охотно одобряет ироничные цитаты CB HOYO прожиманием иконок с сердечками и репостами к себе на страницу. (Это такой новый способ самоидентификации, чуть более поздний, чем обои на экране телефона с Цитатами великих людей.)
Тем временем, CB HOYO использует активность фолловеров в виртуальном социальном эксперименте. “Wednesday poll day” — еженедельная рубрика, которую он публиковал в своём аккаунте на протяжении пандемии. Задавая рандомные, самые неожиданные, неприятные, порой дискредитирующие и странные вопросы, он предлагал людям проголосовать за один из двух вариантов ответа. Смысл только в том, чтобы выбрать что-то одно, не прибегая к чрезмерному анализу и целеполаганию. Для особо интересующихся респондентов у CB HOYO заготовлен комментарий:
Кажется, старт дискуссии о цифровом искусстве от лица CB HOYO был только вопросом времени. Ведь что может быть более неоднозначным и расположенным к спекуляциям, чем феномен взлёта популярности NF-искусства? “WHAT WILL WE DO ONCE THE HYPE IS OVER?”(“Что мы будем делать, когда хайп закончится?”) — серия анимированных объектов на платформе Nifty Gateway прямым текстом сообщает зрителю о сомнительной перспективе цифрового искусства, перевозбужденной шумихе, превышающей качество работ, вокруг которых шумно. Сквозь “Also art” периодически мелькает “not art”, а узнаваемые надписи художника (“Pump it”) лопаются, подобно пустым воздушным шарам, заполненным фейковой валютой. Не этот ли спад хайпа мы наблюдаем последнее время?
Для художника, который работает с темой фейковости, CB HOYO производит крайне скромное количество фейковых новостей и инфоповодов. Напротив, какие-то его высказывания оказываются иронически пророческими. Серия принтов на черном фоне “WE ARE ALL F*CKED”, созданная в разгар пандемии, отражала актуальное на то время, подавленное страхом настроение общества. По ходу смягчения пандмеийных ограничений, люди надеялись вернуться к нормальной, привычной жизни, когда ситуация окончательно разрешится. Но CB HOYO явно знал что-то еще. И предположил, что “WE ARE ALL F*CKED. AGAIN”.
CB HOYO открыто транслирует безразличие к оценкам, которые могут быть высказаны в его адрес. Кажется, что мнения других людей его совсем не интересуют. Кажется, что он постоянно просто развлекается. Однако, за этой игривой эстетикой просвечивает чуткое наблюдение за человечеством, его мыслями и поведением.
С помощью юмора и инфантильной эстетики CB HOYO удаётся предложить всем нам исследование сущности современного общества, той новой причудливой нормальности, в которой мы живем. Он сплавляет едкие рефлексии с наивными аллегориями, чтобы через эту неоднозначную субстанцию высмеять и, вместе с тем, указать на те странные правила, которыми руководствуется современное общество, на пронизывающую его фальшь, на фальшивость искусства, которое производится таким обществом. Но…